НалогиМеханизм регулирования «с чистого листа» - что это

Механизм регулирования «с чистого листа» - что это

2 сентября 2022 · 8blog_min_read

В Казахстане идет внедрение регулирования «с чистого листа» в предпринимательской деятельности и автоматизации госконтроля и надзора
Регулирование «с чистого листа»

В сентябре 2020 года в Послании народу Казахстана Глава государства поручил внедрить регулирование «с чистого листа».

Ключевые задачи по проведению реформы отражены в Указе Главы государства о мерах по внедрению новой регуляторной политики, который был подписан 31 декабря 2020 года.

30 декабря 2021 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности и перераспределения отдельных функций органов внутренних дел Республики Казахстан» (далее – Закон).

Ключевым посылом закона является то, что госрегулирование должно иметь место лишь в случае наличия риска для жизни и здоровья людей, экологии, правопорядка и нравственности.

Наряду с этим, будут введены и другие, апробированные за рубежом инструменты обеспечения качества регулирования.

Закон направлен на то, что любые требования к бизнесу должны быть с понятными мотивами госрегулирования, практически исполнимыми, изложенными в доступной форме без двоякого толкования, удобными и необременительными. Уровень жесткости госрегулирования будет зависеть от уровня риска.

Базовые условия

В этой связи, в Законе четко определены 7 базовых условий к формированию регуляторных требований включают:

  • обоснованность (регуляторные инструменты и\или требования вводятся исключительно в целях устранения имеющегося риска причинения вреда (ущерба) правам и законным интересам физических и юридических лиц, жизни и здоровью людей, окружающей среды, обороне и безопасности государства);
  • равенство субъектов предпринимательства (недопущение установления различных правовых режимов и требований для отдельных субъектов рынка, в том числе для субъектов квазигосударственного сектора);
  • открытость (понятность мотивов введения регуляторного инструмента и предоставление субъектам предпринимательства достаточного времени для приведения своей деятельности в соответствие с регуляторными инструментами);
  • исполнимость (практическая возможность   исполнения субъектами предпринимательства вводимого регуляторного инструмента или требования);
  • определенность (изложение норм, регламентирующих регуляторные инструменты, в понятной, доступной форме, не допускающей двоякого толкования или неопределенности);
  • соразмерность и рациональность (соответствие уровня жесткости уровню риска наступления неблагоприятных событий);
  • последовательность (соответствие новых и (или) изменяемых регуляторных инструментов и(или) требований документам системы государственного планирования).
Реестр обязательных требований

Основой нового подхода к регулированию предпринимательской деятельности «с чистого листа» является внедрение Реестра обязательных требований.

Это будет единая база, содержащая исчерпывающий перечень всех требований к бизнесу. Она также позволит предпринимателю ознакомиться со всей правовой базой ведения бизнеса.

В Реестре будут содержаться только те требования, которые будут соответствовать новой регуляторной политике.

С 2024 года если требование не включено в Реестр, то по нему госорган не сможет проверять и наказывать.

ВАЖНО! Если в Реестре нет требования – то нет и наказания.

Формирование и ведение Реестра будет осуществляться МНЭ на базе системы «Әділет».

Пересмотр требований к бизнесу

На проведение пересмотра всего массива регулирования отведено 3 года.

Пересмотр требований начали с 5 отраслей, где работает наибольшее число предпринимателей, более 60% от общего числа (торговля, сельское хозяйство, общепит/проживание, транспорт).

Нормативно-технические документы

В периметр работы по пересмотру (ревизии) требований включены не только законы и подзаконные акты, но также и нормативные технические документы, в случае прямого указания на них в законах.

Реформа АРВ

Основным инструментом оценки соответствия требований к бизнесу новой регуляторной политики выступает анализ регуляторного воздействия (АРВ).

В целях обеспечения проведения АРВ на практике Законом предусмотрено:

  • распространение АРВ (экономическое обоснование последствий) не только на общие требования, но и на новые инициативы, касающиеся юридической ответственности бизнеса;
  • предполагается наделение Бизнес-омбудсмена правом вносить в МНЭ предложения по отмене или пересмотру действующих регуляторных инструментов по жалобе предпринимателей.
Модернизация механизмов проведения госконтроля и надзора

Одним из больших блоков изменений является совершенствование системы госконтроля и надзора:

  • Вводится новая форма контроля как расследование. Это необходимо для установления истинных причин нарушения и принятия в отношении них соответствующих мер.
  • Проверки будут проводиться только на соответствие квалификационным или разрешительным требованиям по выданным разрешениям, требованиям по направленным уведомлениям. К примеру, сейчас проверки проводятся на предмет соответствия деятельности бизнеса требованиям, установленным законодательством.
  • В рамках профилактического контроля будет возможно проведение контрольного закупа. Контрольный закуп будет проводиться для выявления факта реализации продукции, не соответствующей требованиям в НПА или технических документах.
  • Новшеством также является градация деятельности субъектов по 3-м степеням риска (высокая, средняя и низкая). Ранее было 2 степени – высокая, невысокая. Введение 3 степеней позволит лучше настраивать систему проверок.
  • Предусматривается «гибкая» система управления рисками, которая предусматривает использование информационных систем. Данная система будет делить предпринимателей по конкретным степеням риска и формировать списки проверяемых субъектов.

При отсутствии такой информационной системы, госорган вправе осуществлять проверки и профконтроль с посещением в отношении не более 5% от общего количества таких субъектов контроля и надзора в определенной сфере.

Данные нормы заставят госорганы автоматизировать систему оценки рисков и управлениями рисками.

Новые подходы к отчетности бизнеса

Законом предусмотрено закрепление требования о предоставлении бизнесом отчетности только в случаях, прямо предусмотренных в законах.

При введении новой отчетности вносится дополнение в Реестр обязательных требований в сфере предпринимательства.

Усовершенствование института саморегулирования

Саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии) в сфере предпринимательской или профессиональной деятельности, вводится только при условии функционирования в данной сфере:

  • саморегулируемых организаций, основанных на добровольном членстве (участии);
  • и (или) иных некоммерческих организаций с обязательным членством субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности, кроме НПП.

СРО, основанные на добровольном членстве (участии), будут иметь право согласовывать с регулирующим госорганом разрабатываемые правила и стандарты.

В целях эффективного использования времени и ресурсов утвержден План-график по организации и проведению работы по внедрению регулирования «с чистого листа» на 2022-2023 гг., в котором предусмотрены все организационные меры, сроки и этапы исполнения, с закреплением ответственных государственных органов.

Читайте также

start_using_it

we_will_ease_and_accelerate_all_business_processes

Скачать приложение

astana hub


Bukhta.kz LLP. bin: 140840021970. Subsidiary Bank Alfa-Bank JSC. iik: KZ929470398990409118. bik: ALFAKZKA. address: Republic of Kazakhstan, Almaty, st. Timiryazeva, 28v, 6th floor, office. 603. phone: +7 727 331 6611. Email: hello@buhta.com. site: buhta.com

Certificate of entering information into the state register of rights to objects protected by copyright No. 6944 dated December 10, 2019. Included in the state register of KKM under number 233 on June 20, 2019.

All personal data is stored and processed in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan dated May 21, 2013 No. 94-V "On personal data and their protection"